Два месяца в Mail.Ru
19 октября 2011 года я официально стал сотрудником Mail.Ru. То есть я работаю там уже два месяца.
Путь от дома до работы сравнительно неблизкий, занимает час, иногда час и десять минут. Окружающие меня люди говорят, что «по меркам Москвы» это нормально. Пожалуй, действительно нормально. Но именно нормально, а не хорошо.
Остановка рядом с домом. До метро на маршрутке около двадцати минут. Есть вариант обойти вечностоящую развязку МКАД пешком и стартовать с другой остановки. Выигрыша по времени не дает, зато шагать веселее, чем стоять в переполненной маршрутке. Парадокс в том, что летом, когда шагать приятно и тепло, дороги свободнее и нет нужды менять остановку. От станции Новогиреево до станции Аэропорт ехать сорок минут, требуется одна пересадка. В метро, конечно, читаю. Чаще с Айфона. Накануне дочитал недавно вышедшую биографию Джобса.
Офис Mail.Ru находится на Ленинградском проспекте. Так что я иногда шучу, что работаю на ленинградке. Компания занимает почти весь БЦ Авион. И еще часть БЦ Виктория Плаза. Приятно, что от метро до офиса считанные метры. Маршрутка и метро — вполне привычная схема. Третий вид транспорта был бы некстати. Район около станции Аэропорт мне нравится. Здесь вполне тихо, если немного отдалиться от шоссе. Есть Старбакс и Сабвэй. Эти места мне немного знакомы. Здесь в ВШЭ училась Ира. Занятное совпадение. Сначала она сюда ездила, теперь езжу я.
Что я знал о Mail.Ru до этого момента? Совсем немного, если вдуматься. У меня когда-то был ящик на Mail, но он давно удален. Я не пользовался сервисами Mail.Ru несколько лет. Никто не принуждал меня вдруг переменить отношение и стать преданным пользователем, но согласитесь, не проявить интереса к тому, где ты работаешь, несколько странно. Открытия меня порадовали. Mail.Ru, HeadHunter, Одноклассники и ICQ — одна компания. То есть юридически, наверное, они и разные. Но это одна система. Почта на Mail в ее текущем виде оказалась приятной. Такая обыкновенная, классическая почта. Обнаружилось, что в дополнение к почте имеются все мои привычные сервисы: поиск, карты, деньги, товары, авто, работа… Это с точки зрения пользователя. С точки зрения разработчика: осознание того, что вокруг тебя почти любые технологии и языки, греет и радует. Меня самого больше касается Агент и ICQ.
Когда я искал работу, на первом месте среди требований был хороший коллектив. Я попал в десятку. Коллектив отличный. Большинство очень молоды. Мои коллеги из самых разных городов России и не только России. Последнее было для меня неожиданностью. Хотя это скорее исключение.
В день, когда я первый раз пришел в офис, меня со всеми познакомили, а Костя Рубцов сделал великое дело — вручил мне карту кабинета. На карте указывалось как зовут человека и чем он занимается. Удобнейшая вещь, доложу я вам, потому как запомнить разом 14 имен может оказаться непросто. Дальше Костя сделал следующее. Он открыл окно и вышел в него. Ну, дело житейское, конечно. Только я успел порадоваться, что нужно запоминать на одного человека меньше, Костя вошел в окно обратно. Между тремя кабинетами есть довольно широкий козырек. Можно ходить в гости, можно просто выйти подышать, можно остужать жидкости или прятать цветы, если у кого-то из милых женщин день рождения.
Да, в коллективе преимущественно мужчины. Такой классический программистский коллектив. Самая популярная одежда, как я могу заметить, это кофта с капюшоном, джинсы и кеды. Впрочем, встречаются приверженцы разных стилей. И классических, и не очень. Скажем, есть один интересный товарищ, который очевидно выделяется на общем фоне. На вид ему лет 40. Я видел его сначала в брюках и классической рубашке. Как будто все привычно. Но его же я видел в красных джинсах и красной футболке с Микки-Маусом!
Еще один важный для меня показатель в коллективе — это чувство юмора. Народ шутит постоянно. Даже есть несколько очень профессиональных троллей, играть которым в высшей лиге, не иначе. Большинство легки на подъем. Скажем, 11.11.11 быстренько организовались и сделали в виде флажковой азбуки «Mail.Ru Агент». Отношения в коллективе доброжелательные. Люди умные и скромные, как говорят мне мои наблюдения. Я рад там находиться.
Самое распространенное время для работы с 11 до 20. Есть те, кто приходит раньше, есть те, кто позже. Слышал, есть какой-то программист, который работает с 6 до 15. Но большинство все же с 11 и в ровном ритме. То есть день ото дня график не меняется. Такого понятия, как опоздание я еще не встречал. Всегда можно отпроситься, если нужно прийти позже или уйти раньше. За время своей работы я не видел, чтобы в нашем коллективе кто-то злоупотреблял таким графиком. Напротив, если нужно сделать что-то, люди остаются и делают. При этом они не выглядят принужденными.
Я не уверен, что такое есть во всех отделах, но у нас в команде бывают внутренние зачеты. Как только я пришел, я получил список вопросов по Git. Помимо этого периодически устраиваются небольшие семинары. Каждый может выступить и рассказать о какой-то теме. Это может быть, например, алгоритм или любой другой опыт. Я вот недавно рассказывал о том, как публиковал первое приложение в Marketplace. Иногда пишутся статьи на Habrahabr.
А вот еще одна иллюстрация из жизни. Как-то вечером, когда рабочий день уже заканчивался, Костя сказал, что когда он был в Петербурге, город показался ему медленным и унылым. Я ответил, что это не медлительность, это степенность. В этот момент Аркадий (наш менеджер) заметил, что в замкнутом коллективе и лексикон замкнут. И предложил это дело исправить. Сказано — сделано. На следующий день мной была создана конференция «Слово дня». Каждое утро я публикую два слова: ругательное и неругальное. Объясняю значение, этимологию, привожу примеры того, как эти слова можно использовать в наших рабочих дискуссиях. Из примеров: сибарит, ренегат, шантрапа… Не яблочник, а апологет продукции Apple. Так-то!
Немного про офис. В офисе есть кухни. На кухнях в течении дня имеются разные снеки. Неограниченный и бесплатный доступ к чаю, кофе и газировке. Для кофе стоят автоматы. Для газировки тоже. Апельсины и яблоки утром. Холодильники, микроволновые печи, термосы с функцией поддержания температуры, кулеры. Главное удобство всего этого в том, что просто не нужно думать о чае. Что касается более существенного питания, то часть людей приносит ему с собой, часть ходит в столовую, часть питается в разных забегаловках в ближайшей округе. Я обычно хожу в Сабвэй или в столовую.
Что еще есть в офисе? Беспроводной Интернет везде и всюду. Пуфики, которые можно поставить в любом месте офиса и работать. Игровая комната: настольный футбол, настольный теннис, бильярд, турник, гири и гантели. Массажное кресло, на пульте от которого столько кнопок, что пропадает всякое желание им пользоваться. Три больших телевизора с приставками и играми. XBox, PlayStation и, внимание, Dendy! Kinect, Move и гитара для Guitar Hero в наличии. Библиотека с художественной и технической литературой. Техническую можно заказать за счет компании. Душевая кабинка. Чертовски приятно, что она есть. Есть внутренние объявления, люди продают, отдают и ищут. Три дня в офисе есть врач. К нему можно обратиться за больничным. Он же направит в клинику по нашей страховке.
Это что касается бытового устройства. Периодически происходит что-то организационное. Например, Mail.Ru устраивала свою конференцию. Отдельно хочу сказать о работе отдела персонала. Было как минимум две показательных вещи. Во-первых, мы всей компанией собирали деньги и вещи для детского дома. Во-вторых, общее письмо от 9 декабря, где выражалась надежда, что эти выходные у нас пройдут хорошо, а если что-то случится, предлагалось звонить по таким-то телефонам. Больше ничего в письме не было. По-моему, супер-письмо. Недавно обнаружил, что у Mail.Ru есть неплохая дружба с МГТУ. Ищите по словам «Технопарк Mail.Ru». Надо сказать, что из МГТУ много людей. Кузница кадров.
Напоследок я бы хотел продублировать замечание, которое сделала Аля Полянская после моего рассказа о работе в Mail.Ru. «Возможно, — заметила она, — дело в значительной степени в человеке и его личном отношении, кто-то другой мог бы быть и недоволен условиями». Это очень верные слова. Идеализировать свою работу я не хочу, хотя к компании лоялен. Я пытался искать именно недостатки, но не смог найти чего-то фундаментального. Обнаружился только один существенный подвох, внимание: работать надо.
Комментарии
Ярослав М.
Поздравляю с отличной работой, судя по всему очень повезло :) Завидую, мне еще в таких офисах не приходилось работать :) очень интересно всё. Питание в столовой компания тоже наверное оплачивает?
Александр Черный
А вот и нет, столовая не оплачивается. Как нет и скидки при покупке гаджетов. Есть всякие штуки вроде страхования при выезде за рубеж или льготных условий для установки и обслуживания кулера дома. Или проката велосипедов летом.
Dr.Death
Последняя фотка - УГАР!
Бронислава Потемкина
Спасибо за хороший рассказ! Очень повествовательное повествование, повествующее о том, о чем надо повествовать, чтобы поднять настроение и вселить раб-ий дух в сердца. Александр, хочу участвовать в конференции "Слово дня", у меня очень замкнутый слов. запас! Возьмите меня! :)
Александр Черный
Бронислава, а «раб-ий» означает «рабский» или «рабочий»? :) А в конференцию попасть легко. Либо попросить кого-то, кто там уже есть из знакомых, либо меня напрямую. Стучать в Агент на a.chernyy@corp.mail.ru
Георгий Герасимов
С интересом прочитал. Здорово у вас там. На снимках даже гитару увидел. Надеюсь, и собственно рабочий процесс тоже на уровне (=
Полина Шитакова
А я добираюсь на работу 2 часа >:-( Так что не жалуйся про час!!! :)
Хорошо написано, у меня похожие впечатления от 4х месяцев работы здесь
Ира Суслова
Кажется, все круто. Я рада) Что вы там делаете, мне все равно не понять, а яблоки (не сабвэй!) и юмор горячо одобряю...
Ты все ещё там, я надеюсь?)
Владимир К.
"Компания не должна мошенничать или обманывать пользователей или меня ".
Это про майл-ру? Для меня это синоним вероломства. Лезет во все щели. По сути это бессовестный вирус.
Александр Черный
Владимир, нет, это не про Mail.Ru.