Что такое подкаст?
Почему-то каждый, кто начинает новое для себя дело, считает своим долгом в первую очередь дать толкование тому, что же он делает. Наверное, так начинать проще. Не буду исключением. Поговорим о подкастах. Поговорим, потому что который раз замечаю, что слово это известно очень небольшому числу людей. А вещь достойная.
Представьте себе записанную радиопередачу. Не весь радиоэфир дня. А какую-то отдельную передачу. То есть осмысленный и логически завершенный фрагмент радиоэфира на какую-то тему. Такой фрагмент и будет называться подкастом.
Подкаст — это как отдельный файл, так и серия таких файлов. Это один из способов предоставления информации. В каком-то смысле, аудиокниги — это подкасты. Термин, который иногда заменяет термин «подкаст» — аудиоблог. Пожалуй, это довольно точное определение.
Есть мнение, что подкасты придумала компания Apple, чтобы стимулировать продажи плеера iPod. Не стану даже пытаться углубиться в историю. Остановимся на том, что такое явление существует.
В Рунете наблюдается два столпа подкастинга.
Первый из них — RPod. Russian Podcasting. Создатель этого сайта Василий Стрельников. Пожалуй, это самый большой подкаст-терминал в Рунете. Также есть мнение, что товарища Стрельникова на сайте слишком много. Не больше, чем подкастов, конечно, но много. И некоторых это может раздражать. Еще RPod лично для меня выглядит во многом эксцентрично. Я не ханжа, но Стрельников с микрофоном на месте среднего пальца мне не нравится.
Второй из известных сайтов с подкастами в Рунете — PodFM. Максим Спиридонов — создатель сайта — не очень любит называть его подкаст-терминалом. Да, на PodFM, как и на RPod, любой может завести аккаунт и выкладывать свои подкасты. Но PodFM позиционирует себя еще и как аудиожурнал. Это значит, что есть ряд специальных передач, которые готовятся профессионалами. И профессионалы эти получают за это деньги.
Скажу, что самому мне очень нравится идея подкастинга. Жаль, что аудитория у этой идеи невелика. В этом и свои минусы, и свои плюсы, конечно. Я слушаю подкасты в плеере, в машине и на компьютере. Чаще в фоновом режиме, попутно выполняя какую-то свою работу.
Можно найти передачу под свой интерес. Технологии, кулинария, события шоу-бизнеса, политика, спорт, мода... Что угодно. Неплохое представление о спектре передач можно получить, посетив страницу программ PodFM.
Для полноты картины скажу, что есть огромная незанятая ниша. Я бы назвал ее «будни разных профессий». Например, я бы с удовольствие послушал подкаст от профессионального пожарного.
Но таких подкастов или нет совсем, или катастрофически мало. Почему так? Не знаю. Возможно, люди просто не хотят, им это не нужно. Чтобы технически организовать запись подкаста, никакого особенного образования не требуется. Это довольно доступная вещь. Хотя и следует понимать, что любую вещь сложно делать хорошо. И записать подкаст сложнее, чем написать в ЖЖ.
В России не очень развито направление разговорного радио. Я бы сказал, что его толком нет. Есть музыкальное радио. Есть новостное, как узкоспециализированное разговорное. Есть как бы юмористическое радио. Подкастинг может показаться непривычным тем, кто не знаком с разговорным радио. Что поделать, XM-радио в России тоже пока особо не видно.
С точки зрения пользователя подкасты особо доступны тем, у кого есть компьютер с Интернетом. Заходите на сайт, выбираете передачу, нажимаете play и все. Проще простого. Слушать на RPod и PodFM можно без всяких регистраций и платежей. Хотя вообще в мире существуют и платные подкасты.
Почему подкасты не популярны в России так, как на западе? Для меня загадка. Получасовой подкаст с хорошим звуком занимает около 20 Мб. Не так много, чтобы скачать. Подгружается по мере воспроизведения. То есть можно слушать и online. Хочется все свалить на пресловутую инертность населения. У нас ведь и радиорозетки до сих пор в ходу.
Если у вас появился любимый подкаст, можно подписаться на него. Например, по RSS или через iTunes. Можно получать подкасты автоматически на свой компьютер или плеер. А можно только уведомления о поступлении нового выпуска.
Подкаст интересен прежде всего авторской позицией. Приятно послушать эксперта в каком-то вопросе. Но не менее приятно послушать просто обоснованное мнение. Или человека, который открывает для себя что-то новое.
Ведущий должен, конечно, уметь хорошо говорить, держать мысль, интересно ее излагать, импровизировать. Звук должен быть такой, чтобы от него не болели уши и не выла соседская собака.
Подкаст практически вечен. С допущениями, конечно. Записанный подкаст сохраняет актуальность долго. И неважно, было ли это прошлогоднее обсуждение новостей из мира балета или пятнадцатый выпуск подкаста «Строим баню вместе». Подкаст — это локализованный опыт, зафиксированное событие и мнение. Такие вещи живут долго.
Я призываю хотя бы познакомиться с явлением. Вот, скажем, на примере уже упомянутых передач PodFM. Есть у меня какое-то внутреннее ощущение, что подкастинг — хорошая инициатива. И что можно открыть для себя новые области жизни и интересных людей, просто нажав на play.
Комментарии
Mooorda
К сожалению, радио в настоящее время уходит на второй план. Больше в ходу музыка с плееров и из социальных сетей. Современную молодежь мало в серьез можно чем заинтересовать. Она, конечно, есть заинтересованная но единицы. Большинству надо погулять, потусоваться и т.д. Я не хочу сказать, что должны сидеть днями и ночами ботанить, все делать нужно в меру. Ну вот не получается.... мы развиваемся или в хорошую сторону, либо в плоху.. Таковы реали