Open Source
Вот уже некоторое время я наблюдаю мир Open Source почти изнутри, если можно так выразиться. И накопилось у меня некоторое количество соображений по этому поводу.
Сейчас я являюсь Sun Affiliate OSUM Leader. Это такой человек, который на добровольных началах в своем университете рассказывает об Open Source. Дело это представляется мне нужным и важным. Не потому что я убежденный проповедник. А просто для справедливости. Для полноты картины и из-за некоторый досады за то, что люди часто и не знают, что в Open Source есть отличные решения. Причем под эту песню я стараюсь рассказывать просто о разных альтернативах. Представьте себе, что даже не все студенты IT специальностей знают, что такое Google Docs...
Но что-то изменилось. Я не знаю, как Там, у Них. Но вот у нас в России я смотрю на Open Source и мне становится печально.
Open Source стремительно меняет облик. Период с 1995 по 2010 представляется мне весьма романтическим. Были большие и «злые» компании с проприетарным и всячески закрытым софтом. И было здорово ощущать себя одиноким волком Маккуэйдом или в составе ордена рыцарей и сражаться с ними. А сейчас?
Первое. Странная, очень странная тенденция у людей требовать чего-то от открытых проектов. Есть открытый проект. И пользователи на полном серьезе считают, что автор должен обеспечить им поддержку, ответить на письма и разрешить все их сложности. Священной обязанностью автора является мгновенное реагирование на найденные ошибки. Простите, это же нонсенс. Человек написал программу. Часто непростую. И он делится. Он совершенно безвозмездно предоставляет исполняемый файл и открывает код под лицензией GPL или даже BSD. Он никому ничего не должен. Все это его добрая воля. Но находятся те, кто так не считают. И их ужасающе много.
Еще услышал мнение, что такие лицензии — отмазки и неуважение к пользователю, потому что пользователь — первейшая ценность для разработчика. Простите, но это о другом. Есть разные формы отношений. GPL — одна из них. И она имеет право на существование совершенно определенно.
Позволю себе пример, возможно, несколько не в стиле, зато в духе сказанного. Не так давно славные ребята из Радио-Т устраивали встречу в Киеве. После появилось много комментариев, где, представьте себе, требовалось в следующий раз обеспечить нормального оператора и звук! Как кому-то в голову пришло такое? Люди своими силами и в свое время устраивают мероприятие, а кто-то что-то не просто хочет, а требует. Причем эти кто-то, конечно, не потрудились предложить помощь хоть в каком-то виде. Зато они считают, что им должны.
Второе, что меня печалит, это то, что люди не хотят писать код. Люди хотят пользоваться. Даже если код открыт, сообщество, которое будет им заниматься, довольно статично. Людей, которые хотят писать открытый код мало. Еще меньше людей, способных сделать это. Обычно причиной называют отсутствие материального стимула.
И это так. Современные программы довольно сложные. И текущий мир подразумевает, что труд должен быть оплачен. Если бы хоть благодарностями. Так ведь напротив — требованиями. Возьмите, скажем, Ubuntu. Open Source, только работа программистов оплачивается.
Во многих компаниях, где программирование — значительная часть рабочего процесса, сотрудники участвуют в Open Source проектах. Для повышения квалификации или поддержания формы. Для контакта с людьми. Для поиска или пробы идей. Это правильно и здорово, если не в ущерб основному проекту, конечно. Известно, что в Google можно тратить 20% своего рабочего врмени на то, что вы считаете важным. Вот так и появляются экспериментальные функции в GMail, которые затем становятся стандартом.
А как же пожертвования? Статистика показывает, что на кнопку «Donate» нажимает катастрофически, невозможно мало людей. Считанные единицы. И то, если это американцы. В России все это гиблое дело.
Людям нет дела Open Source их программа или нет. Они хотят пользоваться. Бесплатность и доступность — вот интерес для 95%. А вовсе не открытый код. И до пожертвований или исправления ошибок людям нет дела. У них свои проблемы. Разве могут быть их проблемы менее важными? Ладно, исправлять. Даже письма с уведомлением об ошибке могут не написать. Зато запросто напишут в любимом ВКонтакте или ЖЖ, что разработчик редиска. Там напишут. Разработчику нет.
Прошу простить меня за эту вспышку пессимизма. В Open Source, несомненно, есть очень хорошие проекты. Например, Audacity. Это сильная вещь. Пусть интерфейс не так хорош, но никто не мешает сделать его лучше. Или Open Office. Нет, в мире Open Source решительного много достойных решений.
Третье изменение я вижу в том, что большие компании (злые драконы из прошлого), начинают пусть и не открывать код, но предоставлять бесплатные версии продуктов с некоторым ограничением функциональности. И это здорово. Потому как большинству людей, по моему мнению, именно это и нужно. Удачным примером я назову Visual Studio Express Edition. Любой желающий может просто взять и скачать ее. Официально. И все будет работать. Просто не будет некоторых вещей, которые, считается, нужны только в профессиональной разработке. Это здорово!
Менее здорово, что те же студенты-программисты будут усиленно пользоваться Visual Studio Express Edition и совершенно не будут представлять себе никаких механизмов работы. Они не смогут даже сделать себе под Windows связку Eclipse, MinGW и QT. Путь наименьшего сопротивления. Я не так давно слышал вопрос парня, который решительно не понимал, как же работать с кодом в файлах без IDE. Он ругался и смеялся, приводя в пример работу с проектами в Visual Studio. Без своей привычной IDE он не мог ничего. А также долго не мог поверить, что в NetBeans тоже есть проекты, подсветка кода, переход к объявлению функции и рефакторинг. Без шуток.
Однако, я верю, что Open Source не умрет. Доверие к закрытым проектам даже со стороны очень мнительных людей будет расти. А закрытые проекты будут открываться. Возможно, даже Windows когда-нибудь будет открытой. И, возможно, что только нескольким процентам людей будет до этого интерес.
Open Source полезен. Он заставляет коммерческие программные продукты быть лучше. Говоря о том же Audacity, мне для моих любительских записей этого за глаза хватит.
Аппаратные продукты становятся дешевле, если в комплекте идет открытое ПО. К M-Audio Podcast Factory прилагался диск с Audacity. Тем самым M-Audio сэкономила деньги и привлекла людей тезисом, что в комплекте есть все необходимо. Не только железо, но и ПО.
Open Source отлично может жить в множестве маленьких утилит самого различного свойства. Для больших компаний они интереса не представляют и это, по-моему, как раз тот случай, когда сообщество может сделать хорошо.
Наконец, есть большой ряд случаев, когда нужна какая-то малая часть функционала от большого пакета. Например, не нужен весь MathCAD. Хватит чего-нибудь проще, например, SMath Studio Live.
Интересно, что будет через 10 лет.
Ваш комментарий